Цей ресурс є дзеркалом сайту http://www.triz.org.ua/.
Оригінальна сторінка: http://www.triz.org.ua/data/w7.html
Плоды раздумий    Всё не так, ребята! (немного здорового ревизионизма)
Анализ закона согласования ритмики позволяет утверждать, что на самом деле согласование элементов ТС между собой происходит только как следствие согласования элементов с главной функцией ТС. Вследствие этого совпадение (согласование) или несовпадение (рассогласование) одноимённых параметров элементов ТС являются случайностью, а операции с ними вне связи с главной функцией ТС могут привести к возникновению задач по устранению печальных последствий таких операций.

“Если создав теорию, не видишь, что в ней можно сломать и перестроить, пора уходить.”
Г. Альтов “Третье тысячелетие”

Один из краеугольных камней ТРИЗ – закон согласования ритмики частей системы. И как все ЗРТС, он не инструментален, несмотря на всю очевидную простоту и наглядность. Вот два стандартных примера:

Пример №1. “Киносъёмочный комплекс – типичная техническая система, включающая ряд элементов: киносъёмочный аппарат, осветительные приборы, звукозаписывающую аппаратуру и т.д. Аппарат ведёт съёмку с частотой 24 кадра в секунду, причём при съёмке каждого кадра затвор открыт очень небольшой промежуток времени, иногда всего одну тысячную долю секунды. А светильники работают на постоянном токе (или на переменном, но обладают большой тепловой инерцией) и освещают съёмочную площадку всё время. Таким образом, полезно используется незначительная часть энергии. В основном энергия расходуется на вредную работу: утомляет артистов, нагревает воздух”.

Пример №2. “Для обеспечения выемки угля бурят в пласте скважины, заполняют их водой и передают через неё импульсы давления. Частота импульсов определяется случайными факторами, а пласт имеет свою частоту колебаний. Опять обе системы работают в разных ритмах.”

В соответствии с законом согласования ритмики предполагается, что в первом случае частота и длительность подачи тока на светильники должна в точности совпадать с работой кинокамеры, а во втором – частота импульсов должна совпадать с частотой собственных колебаний угольного пласта для возникновения резонанса. А если резонанс вреден (пример №3 – проход колонны солдат через мост), то ритмика не должна согласовываться. Из этого позднее возникла идея динамического согласования-рассогласования.

Но действительно ли мы видим именно то, на что мы смотрим?

Пример №1: кинокамера и осветительная аппаратура явно не соседствуют в структуре “типичной технической системы”, разложенной на источник энергии, орган управления и т.д.

Пример №2: разве изделие (пласт угля) входит в состав ТС (по ортодоксальной трактовке)?

Пример №3: солдаты на то и солдаты, чтобы шагать в ногу – какое им дело до моста?

Хорошая штука - аналогия. Поднатужившись, без труда вспомним историю симметрии, с нарушением которой некогда столкнулись физики. Запаниковали, но не стали “открывать” принципы асимметрии, а затем и динамической симметрии-асимметрии. Начали думать и выяснили, что симметрия не столь проста, что она бывает разная, что … Короче говоря, в ТРИЗ тоже следует свято придерживаться “бритвы Оккама”. Не логичней ли было бы предположить, что закон не столь прост и в случае с мостом согласование тоже имеет место?

Итак, в примере №3 имеем: мост и марширующая куда-то откуда-то колонна солдат. Следовательно, налицо поток перемещающихся объектов и система, чьей функцией является как раз направленное перемещение (поддержание потока). При динамическом подходе изделие – это перемещение солдат с берега на берег. Соответственно, функция системы – перемещать солдат. Инструмент – колонна, осуществляющие это перемещение. Источник энергии колонны – действия противника. Трансмиссия – генерал, преобразовывающий энергию действий противника в энергию перемещения своего войска. Орган управления – мост, направляющий движение колонны.

Теперь можно посмотреть, что тут с чем должно быть симм… э-э, согласовано. Поскольку система существует только ради и во время выполнения своей функции (следствие постулата о движущейся материи), постольку система тем жизнеспособней, чем более все её элементы приспособлены к выполнению главной функции системы. То есть, согласованы с ней и, если угодно, с её ритмикой (впрочем, в неявной форме это нетрудно увидеть и в вышеприведённых примерах). Кстати, “согласование” – не равнозначно “совпадению”. Согласование в форме совпадения одноимённых параметров элементов ТС имеет место как случайное явление и только тогда, когда это необходимо для выполнения главной функции.

Если главная функция – разрушить пласт, то вполне естественным будет использовать резонанс с целью сокращения расхода энергии. Согласование выражается в совпадении частот.

Если главная функция – переместить солдат, то путь их должен быть в максимальной степени исправен. Согласование означает предотвращение разрушающего влияния как моста на солдат, так и солдат на мост. Одно средств – недопущение резонанса, реализуемое нарушением строя, конструкцией моста и т.д.

Если главная функция – снять кинофильм, то совпадение частот кинокамеры и осветительной аппаратуры – только маленькая побочная задача по снижению издержек (мелочь против затрат на актёров). Согласование означает лишь совпадение реальных затрат и сметы путём предотвращения всех излишних расходов.

То есть, параметры элементов ТС должны согласовываться с функцией системы, а точнее – с проходящим через систему потоком (ближе всего к этому термину подходит “изделие”). Именно согласовываться и именно всегда, без всяких рассогласований. В том числе и по частоте собственных колебаний, не говоря уж о материалах, форме и прочих параметрах. Уходя от расплывчатого термина “согласование”, получаем новую формулу закона:

Все части системы должны быть симметричны между собой (или экви-функциональны) относительно главной функции системы, то есть – должны в равной степени соответствовать её выполнению с возможно низкими потерями.

Так камни в потоке воды “согласовываются” с ним, принимая со временем всё более обтекаемую форму, становясь похожими друг на друга. Однако это не даёт права говорить о взаимном согласовании формы этих камней. То же самое можно сказать об одноимённых параметрах элементов прочих систем. Они могут случайно сходиться, расходиться или сходиться-расходиться. Но и только.

Ещё одна сторона вопроса – прикладная: есть функция системы, и есть функция пары. Соответственно проходит и процесс симметризации. Тон задаёт, конечно, функция системы: волна симметризации берёт начало от пары “инструмент ТС – изделие” и распространяется вглубь структуры ТС. Ещё один путь распространения – от органа управления, обладающего обратной связью с изделием (подсистема). А согласование в ортодоксальной форме между произвольными элементами по произвольным параметрам только случайно не приведёт их к расхождению с волной симметризации.

Королёв В.А.

Белая Церковь

15.12.1998 г.