Как известно, наши потребности всегда обгоняют наши возможности. По крайней мере, так нас учили. Между тем, есть область, где дело обстоит совсем даже наоборот. И, как ни странно, это - область, с которой имеем дело почти каждодневно. Это письменность &.
Как мы говорим? Ну, кто ж этого не знает? А как мы пишем? Большинство (того меньшинства, которое умеет писать) знает, что письменные средства выражения мысли гораздо скуднее устной речи. Мало того, что “мысль изречённая есть ложь” (В.С. Соловьёв), так при написании она становится ещё беднее, ещё “лживее”. Вся выразительность, все эмоции остаются при авторе.
Оно и понятно - устную речь можно оживить множеством способов: тембром, модуляцией, мимикой, жестикуляцией, интонацией, высотой тона, ударением, рефреном, физическим воздействием и ещё невесть чем. Что из этого можно использовать в тексте? Если решать в лоб, то придётся под каждой строкой текста делать нечто вроде нотной записи.
Однако, чем мы располагаем, кроме знаков препинания? Пишущая машинка дала нам интервал между буквами и словами, шаг строк, абзацы, использование подчёркиваний и заглавных букв для выделения чего-то там,.. ќ
Компьютер обогатил нас курсивом, жирным шрифтом, псевдографикой и возможностью соединения в одном тексте кириллицы и латиницы. А уж возможности “вылизывания” текста стали таковы, что трудно уже и остановиться. Затем он дал нам сотни шрифтов, способных характеризовать текст (а заодно и автора) в целом: солидный, деловой, с претензией на изысканность, с намёком на древность, на интим,.. Ушлые пользователи кое-что добавили от себя. Например, удовольствие выражают комбинацией :-) (смотреть сбоку). Или вот ещё скепсис :-/ . И т.д. К шрифтам добавились таблицы с сотнями графических элементов (явное заимствование из комиксов) и импорт графических объектов. њ
Вскоре стало возможным использовать цвет, заливки, обрамления, масштабирование,.. Ещё - переменный размер шрифта: везде одинаковый, разный в разных местах, разный в пределах одного абзаца или даже предложения, а то и слова (буквицы),..
Решающей вехой в развитии текстовых редакторов стал Word-97. Наблюдая за развитием этого мощнейшего средства подготовки текстовых документов, можно заметить, что средства выразительности в нём постепенно приближаются к требованиям Internet’а. Мало того, что он приобрёл весьма многие способности графических редакторов, включая градиентную и структурированную окраску вкупе с объёмным изображением букв, WordArt. Добавилась анимация текста, которую уже нельзя распечатать ни на каком, самом цветном принтере. А главное - появилась интерактивность, в принципе не имеющая смысла для печатных текстов.
При этом известно, что для подготовки собственно HTML-документов существуют гораздо более приспособленные программы. Возникает ощущение, что MicroSoft преследует какие-то иные цели. Однако Word, как и всякая сложная система, развивается по вполне определённым законам.
Надо полагать, что Word-98 и последующие модификации будут ещё более “продвинутым” в части анимации. Если эта тенденция сохранится (собственно, почему “если”?), то печатный текст будет отмирать ещё и по причине простой невозможности распечатки компьютерного оригинала. Вскоре стараниями MicroSoft вся выразительность оформления текста будет доступна любому лоху-пользователю, а не только профессиональному программисту. А отказаться от этих возможностей, раз попробовавши...
Она, выразительность, будет доступна, но кому она нужна? Здесь сталкиваемся с необычной ситуацией: потребности, всегда обгонявшие наши возможности, в части письма явно отстали от возможностей. Доки из MicroSoft из кож вон лезут, предлагая всё новые, самые изощрённые средства, а мы? А мы по-прежнему пользуемся компьютером на уровне простой пишущей машинки.
По правде говоря, “они” тоже недалече от нас ушли по этой части и все красоты компьютерной графики применяют разве что рекламисты (не использующие, кстати, текстовые редакторы вообще, и Word в частности) и матёрые сетевики в Internet–овских HTML-документах. И это странно. Не может же быть так, чтобы система письменности достигла вершины своего развития сразу же в момент рождения? Не может же быть так, чтобы эта система в принципе не обладала способностью к развитию и не могла принять дополнительные функции?
Логично посмотреть, а как обстоят дела в смежных областях искусства, также работающих со словом? Сразу увидим, что если режиссёры и постановщики давно разработали и более-менее систематизировали свои средства выражения эмоций. Особенно это заметно в конвейерных американских фильмах, собираемых из стандартных элементов. А вот применительно к тексту аналогичной работой заниматься явно некому. Профессора от грамматики и фонетики не дерзают на такой замах. Маститые знатоки применения ТРИЗ в искусстве также явно не спешат подвигнуться на лавры Кирилла и Мефодия, а также прочих ранних и поздних разработчиков письменностей.
Впрочем, всё не так уж плохо. Те же изобретательные янки таки кое-что придумали даже здесь, в этой тихой заводи. Это... комиксы. Если отвлечься от осознанных целей написания комиксов, то мы без труда увидим в них самые разнообразные графические и, более того, явно формализованные средства выражения эмоций. Ассортимент, конечно, невелик, но лиха беда начало.
Если так пойдёт и дальше, то компании MicroSoft ради сбыта своих программ сама систематизирует средства выражения эмоций в тексте. Почему MicroSoft? Вероятно потому, что им это надо, кое-какой опыт у них под рукой, а другие не спешат. А жаль. Проблема интереснейшая. J
Не исключено, конечно, что с текстом ничего не выйдет даже у MicroSoft, если система письменности окажется слишком инертной и слишком привязанной к традиционному носителю. Тогда письменность отомрёт с переходом на компьютерные средства общения, так и не освоив формализованные средства для выражения всех оттенков речи. А компьютер что ж, ему бы сухую информацию, а выразительность текста – дело десятое. Тем более, что уже осваивается звуковое общение, не исключен и прямой контакт.
Вполне очевидно, что даже на основе лишь перечисленных элементов текста можно развернуть сколь угодно сложную палитру средств выражения эмоций. Проблема, однако, в построении системы, естественности восприятия её элементов. Это должен быть своего рода алфавит, одинаково понимаемый всеми. Иначе получится обычное украшательство текста (вроде этого). Проблема становится таковой в силу возможностей, предоставляемых новым средством общения - компьютером и сетями. Возможностей, обогнавших осознанные потребности. Это - ещё один вызов человеку, брошенный компьютером : .
Что ж, MicroSoft, пожалуй, не подкачает. Подождём, не впервой. Хотя, если верить Шпенглеру (“Закат Европы”), сделать этот алфавит можно только здесь, на Руси, издревле кичащейся своей мистической душой и презирающей практичных немцев и разных прочих англичан. Подождём?
Королёв В.А.
Белая Церковь
09.05.1998 г. |
|
|