У символа теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а точнее – попыток его создания, долгая история. Вопрос долго тлел, пока в конце 80-х не вспыхнул целым веером вариантов. Самыми примечательными из них были эмблемы петрозаводских конференций, экспериментировавшие со спиралями. А перед этим ТРИЗ-символом долго был парень с пальцем не то у лба, не то у виска (тоже, кажется, петрозаводского происхождения). Была ещё стилизованная ёлка. “Журнал ТРИЗ” обзавёлся своей эмблемой – круг с перекошенной аббревиатурой ТРИЗ кириллицей и латиницей. Не очень, правда, символично, но зато достаточно просто, чтобы претендовать на то, чтобы быть символом не только журнала, но даже и ТРИЗ. Журнал “Технологии творчества” ограничился огрублённой аббревиатурой “ТТ”. Наверняка это было навеяно “Историей винтовки” Энгельса (1999г., №2). А вот Ассоциация ТРИЗ исчезла, так и не успев обзавестись своим символом. Тоже, наверное, символично. Сегодня появилось множество региональных организаций ТРИЗ. Видимо, каждая из них тоже займётся своей символикой. И красиво, и для печати полезно. Словом, вопрос есть, а решения нет.
Разумеется, не только ТРИЗ интересовалась символикой. Целесообразно посмотреть на то, как вообще решались такие проблемы ранее. Есть же ведь даже специальная наука “геральдика”.
Если хотя бы бегло ознакомиться с историческим материалом по геральдике, то выявится вполне очевидная каждому тризовцу постепенная символизация образа и структуризация групп образов. Все эти гербы и эмблемы лишь тогда имеют смысл, когда они созданы путём постепенного упрощения исходных сложных образов при сохранении исходного же содержания. Или же (как позднейшие гербы) путём использования уже созданного геральдического языка описания задуманного образа.
Взявшись за гербы, символы, торговые марки и “пышные” названия (всё “как у людей”, то бишь – в Европе), мы всего лишь обезьянничаем. Аналог – гербы некоторых “банановых” республик с рыцарскими доспехами на фоне пальм. В глазах грамотных людей мы выглядим папуасами, только что слезшими с этих самых пальм и цепляющими к ушам всякую дребедень. Несолидно.
Символ любой региональной организации или журнала должен быть генетически связан с символом ТРИЗ, а тот - с символами философии, точнее говоря, – диалектической логики. Всё прочее – вопрос профессионализма художника. Иной подход – от лукавого. Следовательно, весь вопрос упирается в символическое изображение философии и диалектической логики.
Здесь, правда, возникает проблема наличия отсутствия такого изображения. То есть, вообще-то всякой графики на данную тему предостаточно. Даже скульптура есть. А вот символа нет. Кстати, роденовский “Мыслитель” очень часто использовался для символизации всяких текстов, изданий и событий. Но уж очень натужно размышляет этот голый мужик. Наверняка варианты перебирает. Нет, для ТРИЗ он явно не годится. Не менее популярный образ создал Леонардо да Винчи – тоже голый мужик с причёской битника в круге. Судя по всему, он развёл руки в растерянности. Да и вообще этот образ ближе к технике. Он, собственно, и показывает некоторые, сугубо технические характеристики человека. Нет, не годится. Не меньшей популярностью пользуется знаменитый китайский “инь-янь”, но у него свой смысл (что-то во что-то переливается) и не стоит менять его. Прекратим, однако. МПиО – он и есть МПиО. И плагиат. Надо копнуть глубже.
Ежели копнуть вглубь истории, то у истоков диалектики мы обнаружим одного из примечательнейших древних греков – Сократа. Человек после себя не оставил ни единой строчки и дошёл только в изустных цитатах. Он, по сути, предвосхитил Гёделя с его знаменитой теоремой о постулатах своим умением великолепно показать, что самое, казалось, надёжное и очевидное утверждение всегда содержит в себе вопрос. В предельной форме это было выражено в его знаменитой фразе: “Я знаю, что ничего не знаю!”. Это, знаете ли, не “Эврика!” Пифагора, нудистов всегда хватало.
Фраза Сократа и сегодня пользуется полным признанием науки, напоминая каждому, у кого по какой-либо причине “в зобу дыханье спёрло”, что каждая новая крупица знания открывает целые глыбы ещё неведомого, о чём ранее даже и не подозревали. Вот разве что поначалу это новое знание кажется Эверестом, а неведомое – мелкой соринкой. Ну, в крайнем случае, камушком в обуви, отвлекающим от приятного ощущения лаврового венка на своей гениальной голове.
Символ диалектики должен, очевидно, включать знак ответа и знак проблемы. Проще говоря, знак восклицательный и знак вопросительный. По крайней мере, иных знаков на эту тему как будто бы нет. Можно, конечно, изобрести. А надо ли? Пока же, за неимением лучшего, воспользуемся тем, что уже есть.
Наиболее подходящей комбинацией этих двух знаков представляется изображение большого восклицательного знака, в котором прячется маленький вопросительный знак. Можно даже два вопросительных знака: один (как бы явный) – в верхней части знака, и один (как бы скрытый до поры до времени) – в нижней части, в “точке”. А два вопроса – это уже больше, чем одно утверждение. В итоге получается неплохой символ диалектики, но где философия? А философия в том, что вопрос есть всегда, и в том, что вопросов всегда больше, чем ответов, и в том, что всякий ответ – дело временное.
Конечно, можно было бы весь восклицательный знак набить знаками вопросительными, но это был бы явный перебор. Несолидно. Не будет присущей символу простоты. По этой же причине не приемлем вариант, при котором восклицательный знак был бы окружён кудряшками мелких вопросительных знаков. Во-первых, опять-таки несолидно, а во-вторых, вопрос-то, он ведь лишь потом возникает. Поначалу-то всё скрывает знак восклицательный и вопрос можно только подозревать.
Но это диалектика и философия, а где же ТРИЗ? Это можно отразить простым добавлением аббревиатуры к вышеописанному знаку диалектики. Например, поместив её в верхней части. Получается наглядная генетическая связь современной ТРИЗ с древней диалектикой (стоим, так сказать, на плечах гигантов). В итоге получится следующее изображение:
Разумеется, здесь есть над чем поработать дизайнеру: цвет, пропорции, контуры и прочее. Но, по крайней мере, все необходимые смыслы присутствуют. А добавить сюда название региональной организации – и вовсе не проблема. Например, в нижней части: просто надпись в строчку или с огибанием “точки”.
Какие же вопросы могут быть по этому знаку? Ну, скажем, аббревиатура показана кириллицей: а вдруг в США не прочитают? Можно развить проблему: а в Израиле, в Японии, во Вьетнаме? А если ещё заведётся тризовец в Китае и их там станет, естественно, очень много? Для международности надо на английском или хотя бы латиницей? Ну, положим, английский международен в весьма узких сферах, а говорят на нём и вообще всего-то миллионов 400. А если аббревиатуру написать латиницей, она что – понятней станет? Отчего бы не поуважать себя и оставить кириллицу? Не такие уж они тёмные: раз объяснишь и достаточно. А тёмным ТРИЗ и вовсе ни к чему.
Не имеет ли здесь место изобретение велосипеда? Плагиат, то есть? Как будто нет, но желающие могут проверить.
Не слишком ли просто? А это дело, знаете ли, субъективное. Вот, например, значок-червячок: $. А ведь поди ж ты, ну очень уважаемый знак – за ним стоит его величество доллар США. По сравнению с этим значком предлагаемый символ ТРИЗ – сплошная вычурность. Так что, дело не в изображении, а в том, что за ним стоит. То есть, образ создаётся сочетанием собственно графики и смысла, который мы в неё вкладываем. Впрочем, для любителей красивого есть возможность порезвиться: данный знак можно считать “малым гербом”, а на “большом гербе” можно так развернуться!
Ещё может быть такой вопрос: ТРИЗ – это для техники, а где символика техники (шестерёнка, например)? И вообще, как быть с Теорией развития творческой личности (ТРТЛ), теорией развития технических систем (ТРТС), гипотетической общей теорией сильного мышления (ОТСМ) и прочими? Да никак. Давно известно, что название ТРИЗ уже не адекватно содержанию, которое стало значительно шире исходного названия. Было бы правильно пользовать аббревиатурой ТРТС. Но её ещё нет по той простой причине, что законы развития технических систем – это только закономерности, а законы (то есть зависимости прямого действия) ещё только предстоит выявить. ТРТЛ – только форма приложения ТРИЗ к социальным системам. Да и вообще: ТРИЗ – это некоторые исходные принципы, приложение которых к практике даёт нам, скажем, вепольный анализ. ТРИЗ – это прикладная диалектика, экспериментальная философия, но нельзя сводить её к стандартам, приёмам или там курсу РТВ. Это то, что по мере своего развития незаметно для нас перерастёт в ОТСМ.
Королёв В.А.
Белая Церковь
1О.10.2000 г. |
|
|